Член обкома Т.Е. Чернышева подводит итоги международного научного конгресса

29 ноября 2018 года в Москве прошел V Международный конгресс «Технологические революции и социально-экономические трансформации».

Конгресс поставил перед собой задачу не только представить результаты анализа причин продолжающейся уже не один год стагнации производства, науки и образования в РФ, но и предложил систему рекомендаций по выходу на стратегию опережающего развития этих сфер. В Конгрессе приняли участие руководители и ведущие ученые научно-исследовательских институтов РАН, ведущих университетов и других научно-образовательных центров России, депутаты Государственной Думы ФС РФ, руководители предприятий реального сектора экономики, представители гражданского общества России, зарубежные коллеги.

В работе Конгресса приняли участие и калужские преподаватели.

Елена Климова (кандидат психологических наук, доцент КГУ им. К.Э. Циолковского) совместно с коллегами из других городов руководила семинарами: «Образование в России: проблемы и пути возрождения» и «Будущее образования: международный опыт и российская специфика», на которых участники обсудили наиболее острые проблемы системы образования и предложили конкретные пути решения.

Татьяна Чернышева (кандидат социологических наук, доцент КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана) выступила с докладом «Инженерное образование в России: итоги реформирования». Она отметила, что в настоящее время на рынке труда не хватает специалистов инженерно-технического профиля, особенно по новым направлениям. Подготовка инженеров запаздывает по сравнению с современными запросами производства, что не соответствует вызовам инновационного пути развития экономики России. Для улучшения сложившейся ситуации необходимы: мониторинг спроса промышленного производства на требуемые специальности, стратегическое планирование подготовки специалистов нужных профилей, повышение качества технического образования.

Участники семинаров отметили резкое падение качества всех уровней отечественного образования вследствие его реформирования. В качестве причин отмечались: недостаточное финансирование, увеличение нормы количества обучающихся на педагога, уменьшения числа аудиторных часов, смещение акцента с содержания образования на его оценивание (например, главное – не знания, а бал по ЕГЭ, ОГЭ и т.п.), внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего образования, частая их смена и другие.

На семинаре «Образование в России: проблемы и пути возрождения» была разработана и принята резолюция, в которой предлагались следующие первоочередные меры: восстановить в школах бесплатные группы продленного дня; обеспечить восстановление системы бесплатного дополнительного образования; не допустить внедрение проекта нового

стандарта основного общего образования; не допустить предлагаемое в новом ФГОС основного общего образования разделение учебных программ на базовый и профильный уровни; сохранить возможность выпускником сдавать как базовый, так и профильный ЕГЭ по математике; запретить некомпетентные проверки знаний учителей на “знание своего предмета” со стороны Рособрнадзора; восстановить в законе об образовании тип образования “начальное профессиональное образование”; срочно решить проблему с неопределенностью ведомственной подчиненности организаций среднего профессионального образования; скорректировать заданные в «Дорожной карте» (Распоряжение Правительства РФ) нормативы численности студентов в расчете на одного преподавателя: из расчёта не более 7 обучающихся на 1 педагога; законодательно закрепить предельную норму учебной нагрузки педагогического работника вуза на ставку - не более 520 часов в год; отменить внедрение срочного трудового договора, «эффективного контракта», «профессионального стандарта», принудительной сертификации специалистов в сфере образования; предотвратить введение единого экзамена для студентов по общим для разных вузов предметам и разделение вузов на категории в зависимости от результатов этих испытаний; предотвратить замену контактных лекций преподавателей онлайн-лекциями – формы дистанционного обучения должны дополнять, а не заменять очные; обеспечить научное обоснование и экспериментальную проверку всем вводимым в систему образования нововведениям и др.

Резолюция была направлена в Госдуму РФ, Правительство РФ и профильные министерства.

Для успешной реализации намеченных предложений важно взять под общественный контроль реформирование системы образования. От активности участников образовательного процесса и общественности в целом зависит будущее образования. Качественное общедоступное образование – основа благополучия, процветания и развития государства.

Пресс-служба КРО КПРФ

Оставить комментарий