В период самоизоляции российское общество столкнулось с незаконным принудительным переводом обучающихся на дистанционное обучение и негативными последствиями дистанционного образования. Дистанционное обучение, представляемое как вынужденная временная мера, связанная с коронавирусом, в реальности представляет собой составную часть приоритетного проекта «Цифровая школа».
Рабочий паспорт этого проекта был утвержден 25 октября 2016 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. В нем запланировано довести число обучающихся с помощью дистанционных курсов (для всех уровней образования) к 2020 г. до 6 млн, а к 2025 г. – до 11 млн человек. Для создания законодательной базы внедрения дистанционного обучения на постоянной основе были приняты соответствующие документы.
Цель эксперимента: создание и апробация цифровой образовательной среды (ЦОС) и обеспечение возможности использования ЦОС на постоянной основе на всей территории Российской Федерации. Основным направлением в этой работе является апробация дистанционного режима с применением электронного обучения.
Родители и педагоги г. Малоярославца выступили против включения Калужской области в этот эксперимент. Они собрали подписи и направили соответствующие обращения: тогда временно исполняющему обязанности губернатора Калужской области Владиславу Шапше и Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину.
На некоторых территориях Российской Федерации уже реализуются проекты «Российская электронная школа» (РЭШ) и «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС). В Москве, где в течение нескольких лет проводится эксперимент «Московская электронная школа» (МЭШ), родители и педагогическая общественность негативно оценивают его результаты и выступают категорически против внедрения электронной школы. Дистанционное образование внедряется с целью сокращения расходов государства на образоИстинные цели внедрения дистанционного образования вание. Об этом свидетельствует предложение Министерства финансов РФ, сделанное в августе 2020 г. Минфин предлагает сократить в 2021 - 2023 гг. финансирование госпрограмм «Развитие образования» и «Развитие здравоохранения», вместо выделения дополнительных средств на эти сферы.
Минфин считает необходимым уменьшить базовые бюджетные ассигнования на образование в 2021 году на 33,3 млрд рублей, в 2022-м - на 30,7 млрд рублей. Систематическое сокращение доли расходов консолидированного бюджета России на образование происходит с момента вступления в силу нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором коренным образом была изменена статья о финансировании образования. В связи с этим государственные расходы на образование, составлявшие 4,0% от ВВП в 2013 г., были сокращены до 0,8% к 2015 г. (по данным Росстата).
Цифровая образовательная среда, внедряемая якобы с целью модернизации и облегчения доступа к обучающим материалам, на самом деле предполагает коренную трансформацию школы:
• замену бумажных учебников, книг и тетрадей индивидуальными планшетами, смартфонами, электронными учебниками;
• изменение методики обучения, способа и системы оценок;
• перевод урока в электронный вид;
• осуществление автоматизированной проверки письменных работ, при которой оценка в электронный журнал должна выставляться компьютером.
• превращение педагогов в «наставников, направляющих и ориентирующих детей в цифровом образовательном пространстве» или замена их искусственным интеллектом.
Многие родители отмечают, что дистанционное электронное обучение в период самоизоляции оказало крайне негативное влияние на физическое и психическое здоровье их детей: у них ухудшилось зрение, возникали головные боли, быстрая утомляемость, повышенная раздражительность, агрессивность, нервные срывы, общий упадок сил, падение иммунитета. У детей, погруженных в интернет, развивалась цифровая зависимость, появились психологические проблемы.
В августе 2019 года Роспотребнадзор выпустил Методические рекомендации, где указал, что электронные устройства вредны и опасны для детей. Существуют независимые международные и российские исследования, подтверждающие это. О негативном влиянии на человека цифровизации, называя эту проблему «цифровым аутизмом», на форуме Сбербанка в Давосе рассказал отечественный психотерапевт А. Курпатов. Бывший руководитель Роспотребнадзора врач Г. Онищенко заявил, что при новых вспышках заболевания «мы точно не имеем права идти по пути, когда полностью все запрещали, не давали людям работать, двигаться». По его словам, согласно ряду исследований «до 30% людей на самоизоляции были на грани психического срыва». Перевод обучающихся на дистанционное обучение в период пандемии привел к росту детской и подростковой преступности. В частности, по данным прокурора Калужской области Константина Жилякова, представленным в ходе правительственной планерки 15 июня 2020 г., детская преступность в Калужской области за пять месяцев первого полугодия 2020 года возросла в два раза.
До настоящего времени экспертами и родительской общественностью не были получены результаты ни одного национального исследования, подтверждающего: 1) безопасность; 2) эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе как для детей, так и для педагогического состава.
С введением «дистанционного обучения», чиновники в сфере образования, вопреки законодательству РФ, обязывают граждан регистрироваться и предоставлять согласие на обработку персональных данных на электронных образовательных платформах, в большинстве своем принадлежащих частному бизнесу и иностранным компаниям, в том числе цифровой платформе Сбербанка. Это является нарушением конституционных прав обучающихся, родителей и педагогов на личную и семейную тайну (ст. 23 п.1 и ст. 24 Конституции РФ).
Дистанционное обучение представляет угрозу и для национальной безопасности России, поскольку речь идет об увеличении риска массовой утечки персональных данных детей и их родителей. По данным представителей Генпрокуратуры, за последние несколько лет наблюдается рост киберпреступности. С января по сентябрь 2018 года в РФ было зарегистрировано 121247 преступлений, которые связаны с использованием ИКТ или в сфере компьютерной информации, что в два раза выше, чем в 2017-м. В настоящее время информация об утечке данных граждан РФ и выставлении их на продажу в интернете поступает регулярно. Персональные данные и вся информация о наших детях – это важнейший актив, представляющий особый интерес для российских и особенно западных IT-компаний. Введение электронного досье учащегося в случае утечки данных делает ребенка потенциальным объектом любых криминальных манипуляций.
Общественность Калужской области выступает за сохранение традиционной системы отечественного образования, против внедрения цифровой образовательной среды и электронного обучения, в том числе в периоды «повышенной готовности».
Елена КЛИМОВА, кандидат психологических наук, доцент; Татьяна ЧЕРНЫШЕВА, кандидат социологических наук, доцент
Оставить комментарий
Вам необходимо войти что бы оставить комментарий.