14 июня на заседании Государственной Думы был рассмотрен вопрос, который помимо федерального масштаба имеет для калужан особое значение - был принят в первом чтении проект закона, создающего компенсационный фонд для помощи обманутым дольщикам. Фракция КПРФ выступила в поддержку этого законопроекта, хотя видит в нынешней редакции документа массу недостатков и рассчитывает на радикальную переработку закона перед вторым чтением. Создание государственного фонда для защиты дольщиков необходимо. Ведь нынешние механизмы защиты, в частности страхование, совершенно не работают. За последние три года страховые компании собрали более 20 миллиардов страховых взносов и не произвели ни одной выплаты обманутым дольщикам! При рассмотрении закона от фракции КПРФ выступил заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы Ю.В. Афонин.
- Уважаемые коллеги!
Вопрос жилья является важнейшим для каждой семьи. В СССР право на жилище не только было гарантировано Конституцией, но реализовывалось на деле.И по нынешний день большая часть населения России живёт в квартирах, бесплатно полученных от Советской власти. В 90-е годы с приходом капитализма государство сняло с себя ответственность за обеспечение своих граждан крышей над головой. Более того: власть также фактически самоустранилась от защиты людей от обмана и мошенничества при жилищном строительстве. Свидетельство тому – гигантская «армия» обманутых дольщиков.
Мы, коммунисты, уже много лет занимаемся этой проблемой. Под эгидой нашей партии в Москве недавно прошёл общероссийский съезд дольщиков. В мае 2016 года Председатель ЦК КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов принципиально поставил проблему обманутых участников долевого строительства на заседании Государственного совета. Президент Российской Федерации дал поручение о необходимости решения данного вопроса. В рамках реализации этого поручения был разработан закон, который мы сегодня рассматриваем. Концептуально мы поддерживаем этот законопроект и саму идею создания компенсационного фонда для помощи обманутым дольщикам. Однако представленная правительством редакция документа достаточно сырая. Не менее сырая, чем первый вариант закона о «реновации», для переработки которого нам пришлось проделать огромную работу. Между тем законопроект будет не менее резонансным и затронет интересы сотен тысяч наших граждан.
Чтобы предлагаемый закон стал реальным средством защиты обманутых дольщиков, он должен быть подвергнут масштабной доработке.
Конечно же, одной из серьёзных проблем законопроекта является то, что для компенсационного фонда избрана такая организационно-правовая форма, которая не может гарантировать сохранность и целевое использование его средств. По сути, невозможен и сколько-нибудь эффективный государственный контроль над деятельностью фонда. Это является совершенно недопустимым.
Предлагаемый в законопроекте размер взносов в компенсационный фонд не обоснован серьёзными расчётами. Хватит ли этих средств для помощи всем дольщикам с учётом угрожающей динамики событий? Также вызывает недоумение, что размер взносов устанавливается фактически только на один год, и застройщик не может составлять реальный бизнес-план. В целом, в нынешнем виде законопроект создаёт некую схему, которая, на наш взгляд, может просуществовать лишь до следующего удара экономического кризиса. Недобросовестные застройщики разведут руками, переложат на фонд свои обязательства перед дольщиками. А после проведения этих выплат деньги в фонде закончатся. Что дальше – непонятно.
Серьёзным пороком законопроекта мы считаем то, что он предоставляет фонду право совершенно произвольно решать – выплатить обманутым дольщикам деньги или дать возможность получить жильё, оказав помощь в достройке дома. Дольщики в большинстве случаев хотят получить именно квартиры, а не обесцененные деньги. В законе должен присутствовать чёткий механизм учёта мнения дольщиков.
Мы также убеждены, что законопроект должен распространить действие закона об участии в долевом строительстве и на нежилые помещения. В первую очередь – на гаражи и машино-места, они являются неотъемлемыми частями того объекта, который достраивается.
Законопроект не устраняет распространённых схем, используемых сегодня застройщиками для обмана дольщиков. В частности, это маскировка застройщиков под субъекты малого предпринимательства, которые на три года освобождаются от плановых проверок. Главным критерием отнесения застройщика к малому бизнесу является размер дохода. Но этот доход формируется уже после сдачи объекта. В результате, например, есть случай, когда застройщик, изображавший из себя представителя «малого бизнеса», обобрал дольщиков на сумму более десяти миллиардов рублей. Также немалая часть махинаций в сфере жилищного строительства сегодня совершается с использованием юридической формы ЖСК. Предлагаемый законопроект ничем не помогает жертвам такого мошенничества.
Широкому распространению обмана дольщиков способствует тот факт, что недобросовестные застройщики в большинстве случаев остаются безнаказанными. Более 80% уголовных дел, возбуждаемых в связи с обманом дольщиков, разваливаются до суда. В связи с этим в ходе дальнейшей работы над законодательной защитой дольщиков мы считаем необходимым ввести уголовную ответственность за нецелевое расходование средств дольщиков и административную ответственность застройщика за непредоставление контролирующему органу проектной декларации и другой информации, предусмотренной законом.
Несмотря на эти и большой ряд других недостатков законопроекта, наша фракция готова поддержать его в первом чтении. Потому что проблему обманутых дольщиков нужно, наконец, сдвинуть с мёртвой точки. Но это поддержка во многом авансом.
И ещё на чём хотелось бы заострить внимание. Рассматриваемый сегодня законопроект должен защитить будущих дольщиков. Но давайте не будем забывать, что необходимо предусмотреть и защиту тех, кто уже стал жертвой обмана. По нашим оценкам, пострадали не 16 тыс. дольщиков, а более 120 тысяч. Ведь только по официальным данным Минстроя недостроенных объектов – 989. А 16 тысяч – это только люди, внесённые в реестры. В реестрах нет дольщиков Москвы. В Московской области реестр есть, но нет органа, который его ведёт. Мы должны, наконец, определиться с цифрами, чтобы не вводить в заблуждение Федеральное Собрание Российской Федерации и наших граждан. Дольщики, подвергшиеся обману, – это люди, которые в течение многих лет, надрывая силы, копили на жильё для своей семьи. Продавали свои старые квартиры. А в итоге остались без жилья и без денег. Зачастую фактически на улице.
И вчера в ходе обсуждении на заседании Комитета, и сегодня на заседании Государственной Думы мы, к сожалению, от замминистра и от других присутствующих не получили ответа, а что будет с этими 120 тысячами (а если с семьями, это около полумиллиона наших граждан), которые оказались обмануты? Мы должны принять серьёзные, в том числе законодательные меры, чтобы защитить эту большую категорию наших граждан.
Оставить комментарий
Вам необходимо войти что бы оставить комментарий.